Четверг, 04.06.2020, 11:05
Приветствую Вас, Гость

ФГОС нового поколения

Одним из актуальных вопросов модернизации современного российского школьного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Стандарт вводится поэтапно: сначала начальная школа, затем - основная, и позже - средняя. В 2011-2012 учебном году все 1 классы во всех школах России будут учиться уже по новым ФГОС начального общего образования, которые коренным образом отличаются от предыдущих.
ФГОС начального общего образования второго поколения является, прежде всего, совокупностью трёх систем требований «ТРИ Т»:
требований к структуре основной образовательной программы (ООП),
требований к результатам освоения ООП,
требований к условиям реализации ООП.
В основу обучения в соответствии с ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход, основным результатом должно стать развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Поэтому основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Исходя из этого и вся система образования, и каждая конкретная школа, и каждый учитель должны ответить на три основных вопроса:
чему учить? (определяет обновление содержания образования, отражается в основной образовательной программе школы),
ради чего учить? (формулируются ценности образования)
как учить? (определяет обновление средств образования).
Результатом же обучения должно стать не только и не столько приобретение обучающимися определённого багажа предметных знаний, но в первую очередь формирование универсальных учебных действий (УУД), другими словами формирование умения учиться (и не только в школе, но и по выходу из неё), способности к саморазвитию, активное присвоение нового социального опыта.
Таким образом, УУД, как принято их обозначать в соответствии с ФГОС второго поколения, это и межпредметные умения и навыки, имеющие практическую значимость для ученика, и такие действия, которые выходят за пределы конкретной предметной области (например, математики или русского языка) и способствуют всестороннему развитию ученика, помогают найти выход в новой нестандартной для него ситуации, учиться самостоятельно, т.е. способствуют самообразованию на протяжении всей его жизни.
Среди универсальных учебных действий выделяют 4 основных группы: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.
Учащиеся на уроке должны будут не только получать знания, но и учиться ставить перед собой учебную проблему, искать пути выхода из сложившихся трудностей, работать в парах, оценивать свои достижения и достижения одноклассника, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, находить закономерности, работать самостоятельно и т.д.
В компетенцию современной школы в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и ФГОС второго поколения входит разработка основной образовательной программы, отражающей содержание и организацию образовательного процесса на всех ступенях обучения и направленной на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Важный вопрос - внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса как необходимое условие введения ФГОС нового поколения, приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода.
В соответствии со стандартом нового поколения в учебный план для каждого класса включены 10 часов внеурочной деятельности. Каждая школа разработает свою модель, организации внеурочной деятельности в 1 классе, включающей такие направления работы (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, краеведческое, социально-проектное, общеинтеллектуальное).
Особо нужно подчеркнуть и новую роль учителя, который должен стать главным помощником ученика, тьютором, способствующим не только обучению, но и развитию личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.
Узнать некоторые аспекты введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования можно:

Прикреплённые документы:

Образовательные стандарты начального образования

Образовательные стандарты основного общего образования